Необходимо сказать несколько слов о нежелательном юморе. Это, во-первых, неуместный юмор и, во-вторых, невольный юмор.
Томас Манн сказал: «Иногда в мелочах язык шутит с нами недобрые шутки, мы нечаянно придаем комический оборот слову, и в результате нам остается только вторить смеху слушателей <…> Собрание небожителей, верно, сотрясается от гомерического хохота над таким бессилием наших уст» (Лотта в Веймаре).
Нередко невольный комизм вызывает и более резкую реакцию, чем насмешка. Вот показательный пример.
Офицер пришел на прием к Ростовцеву, который был заикой, и обращается с просьбой. Ростовцев отвечает:
– Нет, почтеннейший! Этого нельзя! Государь не согласится.
– Помилуйте, Ваше Превосходительство. Вам стоит только заикнуться…
– Пошел вон! – загремел Ростовцев в бешенстве (Русский литературный анекдот).
Непримиримым борцом с неосознанными каламбурами был А.Крученых. Он отмечал, что в поэзии встречается громадное количество неосознанных, неуместных каламбуров, сдвигов, которые способны, особенно при чтении вслух, «превратить в фарс любую оду», и призывал «учредить особую «сдвиговую милицию» для своевременной ловли сдвигов у зазевавшихся авторов».
Источник: Энциклопедия Кругосвет